ТЕЛЕФОН(-Ы): +7 (861) 666-80-17
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: school52@sever.kubannet.ru

В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5-3 минуты. Между чтениями дают ещё 3-4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.

Типы восприятия

Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которым достаточно воспринять текст на слух.

От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.

Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.

Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.

Если не можете определить свой тип восприятия, пройдите специальные тесты в интернете. Более проверенный способ — попросить кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке.

Этапы работы над изложением

1. Первое прочтение: внимательно слушайте текст

Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это с сокращёнными словами и большими пробелами. Не жалейте бумаги: вы успеете заполнить пропуски во время второго прочтения.

Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста и основную мысль, то есть зачем он был написан.

2. Перерыв между чтениями: обдумывайте услышанное

Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.

Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Обратите внимание на особенности повествования автора, в каких словах отражается его индивидуальный стиль. Также постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и озаглавьте их, оставив место для записи опорных слов.

3. Второе прочтение: уточняйте и запоминайте содержание

Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.

Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.

4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной

Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось. Если мысль не прерывается и текст читается легко, то идём дальше.

5. Сжатие текста: сократите написанное

В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.

6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз

В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит, у вас получилось хорошее изложение.

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию

Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.

8. Переписывание чистовика на бланк

Перепишите сжатое изложение в чистовик и проверьте написанное не менее двух раз.

Критерии оценивания

За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.

Микротемы. Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.

Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.

Сжатие текста. Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:

1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля»  «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.

«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города»  «Все жители вышли на охрану родного города».

3. Слияние нескольких предложений в одно.

«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню»  «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

Что нужно сохранить при сжатии текста:

  • Связность и содержание текста, тему и идею высказывания
  • Последовательность изложения
  • Три микротемы в трёх абзацах
  • Ключевые слова и обороты речи, которые характеризуют авторскую речь
  • Изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит текста: метафоры, эпитеты, олицетворения

Что можно исключить при сжатии текста:

  • Примеры, доказательства, подробности, лирические отступления
  • Дату, если без неё не пострадает текст
  • Обобщающие слова и предложения
  • Однородные члены
  • Повторы
  • Прямую речь — её передаём косвенной
  • Пространное описание природы, чувств и настроений

Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.

Разделение абзацев. В каждом абзаце должна быть законченная мысль. Чтобы проверить своё изложение на логику, выпишите первые предложения каждого абзаца. Если они составляют логичный текст, всё в порядке.

Как готовиться

На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.

Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:

Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:

  • Переданы все три микротемы
  • Все три микротемы сжаты
  • Все три абзаца на месте
  • Нет логических ошибок

Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.